Константинополь

Содержание материала

Св.София – «Великая церковь» столицы Византийской Империи  –  Нового Иерусалима и Нового Рима. Культурно-историческое значение этого храма, как сакрального центра древней метрополии Восточного христианства, уникально, но главная ценность заключена в нем самом. Предельно короткое время его возведения было мгновением в истории, а постижение человечеством его формы и содержания продолжается более тысячелетия, обнаруживая неисчерпаемую глубину этого явления. Собор Св.Софии – Премудрости Божией – стал идеальным воплощением образа новозаветного Храма – «альфой» и «омегой» сакрально-художественного потенциала всего христианского искусства. «Я превзошел тебя, Соломон!» – таковы были слова византийского императора Юстиниана I, произнесенные им по завершении главного из своих творений.

Юстинианова София (532-537 гг.)  – это третья постройка, возведенная на старых основаниях базилик императоров Константина Великого (360 г.) и Феодосия II (415 г.). Выбор места для храма изначально предполагал его главенствующее положение в градостроительной программе Нового Рима. Возвышаясь над строениями  Большого Императорского дворца, «Великая церковь» демонстрировала иерархическую структуру христианской Империи – единства божественного и земного. Огромных размеров купольная базилика становится ядром архитектурного ансамбля стремительно растущей столицы. На неё ориентированы главные улицы города, по которым в праздничные дни стекалось множество людей, пришедших поклониться святыням. Отсюда начинались торжественные процессии-литии, освящавшие весь город. Здесь венчали на царство византийских императоров и праздновали победы над врагами.


Поставленный на вершине пологого холма, увенчанный гигантской сферой купола, храм является доминантой и главного морского фасада города. Здесь, у большого мыса, в месте слияния «великих водных путей», широта пространства задает соответствующий масштаб. Силуэт грандиозной постройки идеально согласуется с величественным природным ландшафтом, утверждая вселенскую гармонию Бытия. Впоследствии образ Константинополя найдет воплощение в структуре многих средневековых городов, особенно древнерусских, нарочито уподоблявшихся Царьграду.

Создатели памятника – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета – принадлежали к ученой элите Византии. Написанные ими теоретические трактаты в области инженерного дела свидетельствуют о прекрасном знании технических достижений древности. Изучая геометрию и математику, Исидор собрал труды Архимеда, благодаря чему они и дошли до нашего времени. Используя для осуществления столь грандиозного замысла Юстиниана весь арсенал античной науки, зодчие нашли гениальные конструктивные и художественные решения, создав величайшее сооружение мировой архитектуры – одно из чудес света.

Так античное знание о том, что истина тождественна красоте, полученное в результате разумного созерцания разлитой в природе гармонии, в архитектурной программе Св. Софии преобразилось и приумножилось содержанием Истины христианской. Храм «Премудрости Божией» как идеальная модель мироздания, раскрывающая божественный замысел о мире, полностью отвечал христианскому культу и мировоззрению. «Великая церковь» определила каноны восточно-христианского искусства, оставаясь недосягаемым прообразом для его дальнейшего развития. Софийная программа охватила весь православный мир: Салоники, Охрид, София, Киев, Полоцк, Великий Новгород.

Вселенский масштаб памятника полностью раскрывается в интерьере и обладает невероятной силой воздействия. Гармония масс и грандиозность размеров создают впечатление, что архитектура нарушает все природные законы, подчиняясь иному, сверхрациональному порядку. Вопреки сложности конструкции, в храме господствует динамичное, залитое светом пространство, над которым, словно «на цепи подвешенный к небесам», парит гигантский купол, достигающий диаметра 33 м. По преданию, Русь приняла православие после того, как послы князя Владимира побывали в Св. Софии: «… и не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…».

Царственному храму соответствует роскошное убранство отделки. Многочисленные колонны и облицовка стен выполнены из редких пород полудрагоценного камня, собранного по повелению Юстиниана со всех концов Империи. Изысканная резьба карнизов и капителей - один из главных акцентов декоративной программы. Верхние зоны храма покрывала золотофонная мозаика из смальты. Изобретенная христианским искусством, она становится уникальным средством художественной выразительности византийской живописи. Отраженный от золотого фона свет символически передавал природу сакрального, и храм наполнялся мерцанием «света нетварного». От первоначальных мозаик VI в. сохранились лишь фрагменты с орнаментальными мотивами. Фигуративные изображения были удалены со стен в период иконоборчества (726-842). Вновь созданные в IX-XIII вв. мозаики Св. Софии   принадлежат к лучшим творениям Византии, и сегодня являя миру непостижимую красоту божественных образов.

Печать E-mail